воскресенье, 29 января 2012 г.

Тому, кто идет первым, нужно делиться опытом с теми, кто идет за ним

Новая история нашей школы началась 1 сентября 1962 года, когда в микрорайоне застройки 1960-х годов Волхонка-ЗИЛ гостеприимно открылись двери школы для ребятишек района Зюзино. Школу окружали большой фруктовый сад, зеленый стадион и теплица, где выращивали цветы, овощи, а школьники ставили опыты по селекции. На счету школы много славных дел и традиций.
А в прошлом школа располагалась в четырехэтажном здании из красного кирпича на улице Бахрушева и была знаменита тем, что ее окончили писатели Юрий Бондарев и М.Стерникова, заслуженный артист, солист театра Станиславского В.Лантратов, солист хора имени Попова Сережа Бобровский, актер, снявшийся в телесериале «Гостья из будущего», Алеша Фомкин, танцор ансамбля имени Моисеева Николай Бобровский. До сих пор здесь работают сотрудники и учителя, которые открывали новостройку, учителя-старожилы учитель математики Н.Подчуфаров, преподаватель русского языка и литературы К.Иванова, учитель начальных классов В.Тюмина, учитель русского языка и литературы Р.Мазуревская, начинавшая работу пионервожатой, а ныне заслуженный учитель РФ. В.Семкин, преподаватель физической культуры, заслуженный учитель РФ (сейчас пенсионер), отработавший в школе более 40 лет, был создателем стадиона, где с большим удовольствием проводят время детвора и жители микрорайона школы.
Коллектив нашей школы всегда творчески относится к работе, поддерживая и внедряя все интересное, что есть в образовании. Когда появилось новое направление в образовании - профильное обучение, педагогический коллектив школы откликнулся на это созданием правового и экономического направления в обучении, работая совместно с Финансово-юридической академией. Содружество с Российской правовой академией помогло выбрать профессию юриста 160 ученикам школы, которые учатся или уже окончили юридические вузы. До того как мы вступили в пилотный проект, школа имела еще традиции военно-патриотического, художественно-эстетического воспитания, опыт работы в режиме апробации и внедрения инноваций в образовательный процесс. До 2010 года в школе работала ГЭП по гражданско-правовому образованию и глобально ориентированному образованию. Сейчас нашим главным делом стал пилотный проект.
Рассказывать о том, что и как сделано, дело не очень благодарное, потому что сделано очень много. Это и переход на новую систему оплаты труда, и развитие индивидуального подхода к учащимся, и внедрение системы учета их индивидуальных достижений, и информатизация учебного и коммуникационного процессов. Но есть отдельные вопросы, от реализации которых зависит успех проекта.
Первое такое дело - развитие внутришкольной системы повышения квалификации. Уже хорошо известно, что одна из задач пилотного проекта - развитие профессионального педагогического сообщества, повышение уровня квалификации педагога, поскольку без этого невозможно ни осознание эффективности происходящих изменений, ни решение главной задачи - повышение качества образования в школе.
Современный учитель пилотной школы - это человек, который одним из первых ощутил необходимость приобретения новых компетенций и освоения новых педагогических технологий. По инициативе педагогического коллектива было организовано обучение школьной команды на курсе МПГУ по освоению инновационных технологий (25 человек), рабочая группа учителей инициировала проведение внутришкольных курсов повышения квалификации по совершенствованию информационной и правовой грамотности учителей.
Большую роль в формировании новых управленческих и образовательных компетенций играет инициированная Департаментом образования сеть стажировочных площадок на базе школ - участников пилотного проекта, вступивших в него с 1 апреля и с 1 июля 2011 года. Эти площадки стали реальным консультационным клубом по развитию общего образования в городе Москве. В нашей школе обучают руководителей 16 учреждений школ всех типов района Зюзино, которые присутствуют на этих встречах еженедельно по вторникам с 15.00 и до 17.00. Хотя не было ни одного заседания, чтобы мы заканчивали общение в 17.00. Если есть вопросы, интересные для обсуждения, а они есть в тематике каждого занятия, мы задерживаемся и до 18.00, и позже. Главное, что тематика встреч настолько актуальна, что никого не оставляет равнодушным. Уже со второго заседания количество участников стажировочной площадки выросло ровно вдвое: руководители пришли с директорами, а на следующее заседание уже и с заместителями по АХЧ и УВР.
Важно то, что занятия стажировочной площадки строятся не по принципу «лекция - семинар», а на основе регулируемого обсуждения заданной ведущим темы. Я вижу, как моим коллегам интересен не только теоретический материал, но главное - практический опыт. Это здорово, когда диалог коллег еще и приводит к рождению новых идей, подходов к той или иной проблеме.
Одним из основных принципов реализации проекта стало обеспечение открытости и прозрачности деятельности школы. Сначала мы стали наполнять новой информацией старый сайт школы, который существовал с 2003 года, - вводили новые страницы, открыли форум для родителей силами самих родителей. Однако все это оказалось таким сложным и запутанным при использовании, что в сентябре этого года мы приняли решение о полной реорганизации школьного сайта, изменении его структуры, содержания, функциональных возможностей, необходимость которых мы осознаем сейчас. На сайте школы была открыта «горячая линия», которая помогает оперативно реагировать на ситуации, в которых участники образовательного процесса могут почувствовать себя дискомфортно.
Организация сайта стала общим делом педагогического коллектива и родительской общественности, неравнодушной к школе. Так было всегда, однако еще одной задачей пилотного проекта стало повышение вовлеченности родителей и общественности в развитие школы, оценку перспектив и результатов УВП.
До прошлого года в школе существовал формализованный совет школы, который практически самоустранялся от решения школьных проблем. Понимая необходимость перемен, все участники образовательного процесса приняли единогласное решение о создании в школе управляющего совета. Решением педагогического совета была объявлена избирательная кампания, и в течение двух недель происходило выдвижение кандидатур представителей родительской общественности, учеников и педагогического коллектива. Каждый кандидат представлял свою программу деятельности в совете, затем происходили выборы по квоте мест в управляющем совете, счетная комиссия, составив протокол, объявила состав управляющего совета.
В состав УС вошли 5 представителей от родителей, 3 члена совета старшеклассников, который уже давно работал в школе, но не имел такого представительства в школьных органах общественно-государственного управления, и 3 учителя. В качестве кооптированных членов вошли представитель учредителя и председатель профсоюзной организации трудового коллектива школы. По инициативе членов УС мы встречались уже на трех заседаниях, не считая рабочих встреч, поскольку слишком много было организационных вопросов в первый период работы. Среди наиболее актуальных вопросов обсуждение учебного плана школы и дополнительного образования, изменение структуры учебных кабинетов, создание организационных форм работы с родительской общественностью школы, обсуждение графика работы комиссий УС.
Для обсуждения вопросов работы УС создан дистанционный портал, участниками которого стали члены УС и председатели родительских комитетов классов. Это позволяет более оперативно обмениваться информацией и решать текущие вопросы.
Но самым главным стало решение задачи расширения финансовой самостоятельности школы для эффективного управления ресурсами.
Для решения поставленной задачи руководителю ОУ приходится приобретать новые и очень важные компетенции менеджера и экономиста. Уже через месяц после начала проекта школа перешла из обслуживания ЦБ №6 на самостоятельное ведение бухгалтерского обслуживания и налогового баланса. В короткие сроки были освоены азы бухгалтерского учета, так как руководитель теперь обязан досконально вникать в финансово-хозяйственную деятельность школы. От нас требуется умение составлять документы строгой финансовой отчетности, прогнозировать финансово-хозяйственную деятельность. Это очень ответственно, но это дает уверенность в эффективном использовании бюджетных средств при рациональном использовании материальных и кадровых ресурсов конкретной школы.

 Данный материал был размещен в независимом педагогическом издании Учительская Газета

Комментариев нет:

Отправить комментарий